ЕС и ЕАЭС: экономисты объясняют, что даст Армении вступление в ЕС и что отнимет у неё
В последние месяцы в Армении активно обсуждается вопрос о вступлении в Европейский союз. 24 января на заседании Постоянной комиссии Национального собрания по вопросам европейской интеграции был обсуждён и принят документ, согласно которому вопрос о присоединении к ЕС будет рассмотрен на пленарном заседании парламента 11 февраля.
Запуск процесса вступления в ЕС вызвал резкую реакцию Кремля, где заявили, что это закроет для Армении рынок ЕАЭС. Иными словами, страна может потерять своего основного торгового партнёра — ЕАЭС. Мы уже ранее обращались к теме торговли Армении с этими двумя международными объединениями. Кстати, за период с января по ноябрь 2024 года торговля с ЕАЭС примерно в 7 раз превысила объём торговли с ЕС.
По мнению экономиста Армена Ктояна, сегодня экономика Армении тесно связана с российской, и у страны мало альтернатив. Российская экономика находится под санкциями и испытывает серьёзные внутренние системные проблемы, которые в долгосрочной и среднесрочной перспективе могут проявиться крайне болезненно, затронув также Армению.
Сейчас мы, кажется, косвенно выигрываем от реэкспорта и других процессов, связанных с санкциями. Однако это не может продолжаться долго и создаёт всё больше рисков. Как эти шоки сначала оказали резкое положительное влияние, так в ближайшем будущем они приведут к столь же резкому отрицательному эффекту, который уже начинает проявляться.
На вопрос, какова цель вступления в ЕС, если товарооборот Армении с ЕАЭС значительно выше, экономист отвечает, что экспорт из Армении в Россию сокращается. Это означает, что конкурентоспособность Армении и позиции её предпринимателей ослабевают, а российский рубль обесценивается.
С начала российско-украинской войны девальвация рубля составила более 70%. Это означает, что наши товары, без каких-либо дополнительных действий, подорожали на российском рынке как минимум на 70%. Это уже создаёт серьёзные проблемы для наших производителей и экспортёров. Показатели, которые объективно представляются как расширение торговли и так далее, в большей степени связаны с ростом импорта. Если рассматривать последние годы, то эти цифры обусловлены активизацией торговли золотом, а значительная часть экспорта приходится на реэкспортные товары. То есть говорить о том, что торговые цепочки между странами или цепочки добавленной стоимости стали более интенсивными, что кооперационные связи укрепились, а наши позиции на российском рынке стали более конкурентоспособными и выгодными — не правильно.
Ктоян добавляет, что вопрос о выходе из ЕАЭС в данный момент не стоит, но все понимают, что в долгосрочной перспективе это приведёт именно к выходу из союза. Экономист отмечает, что членство в ЕАЭС делает армянские товары более дорогими на рынке ЕС. Причина в том, что Армения является членом Таможенного союза.
Будут ли армянские товары конкурентоспособными при выходе на рынок ЕС, и даёт ли вступление в ЕС какие-либо гарантии в этом плане? По мнению Ктояна, ЕС в долгосрочной перспективе создаёт более благоприятную среду для стабильного экономического роста.
Что ожидает российскую экономику при отсутствии шагов по её диверсификации, и как это повлияет на Армению? Экономист отмечает, что санкции против России приводят к серьёзным проблемам.
Китайским и индийским компаниям запрещено принимать российские суда из так называемого «теневого флота». Если подобные меры будут расширены, это может привести к дальнейшему углублению системного кризиса в российской экономике. В таком случае может оказаться, что, например, наши товары больше не конкурентоспособны на российском рынке. Это объективная реальность, и нам необходимо иметь альтернативные варианты.
Экономист Грант Микаелян считает, что у Армении нет возможности присоединиться к ЕС. По его мнению, Армения не может стать членом ЕС. Он объясняет, что в очереди на вступление в ЕС в данный момент находятся 10 стран, и Армения среди них отсутствует.
За последние 20 лет к этому объединению присоединились только три государства: Болгария, Румыния и Хорватия.
При этом Великобритания вышла из ЕС. Можно сказать, что цель ЕС — не расширение. В последний раз упоминалось, что теоретически ЕС может расшириться в 2030 году. До того, как дойдёт очередь Армении, Грузия должна укрепить свои позиции.
Однако экономист считает, что необходима диверсификация. Он указывает, что искать новые возможности следует в Азии. Причина в том, что азиатские рынки не являются падающими, как европейские или российские, а, напротив, растут очень быстро. Он поясняет, могут ли в таком случае армянские товары быть конкурентоспособными.
Общий уровень цен на рынке — это одно, а уровень конкретной страны на этом рынке — совсем другое. Например, в армянских магазинах есть дешёвый местный сыр и дорогой импортный. Но я не ожидаю, что армянские товары сейчас смогут продаваться по высокой цене на европейском рынке. Более того, их конкурентоспособность во многом зависит именно от цены. С 2022 года армянский драм подорожал по отношению к доллару, евро и рублю. Из-за этого как армянские товары, так и услуги стали менее конкурентоспособными. Даже в IT-секторе наблюдается снижение: в последние годы экспорт IT-услуг постепенно уменьшается. С дорогим драмом у нас нет перспектив ни на европейском, ни на других рынках.
Микаелян добавляет, что значительный рост торговли с Россией связан с объёмами реэкспорта. Если российско-украинская война завершится, завершится и процесс реэкспорта. В таком случае значение России для Армении очень быстро снизится до прежних уровней. И тогда, безусловно, нам придётся искать новые рынки. По его мнению, не имеет значения, будет ли этот рынок во Вьетнаме, Европе или России.
