
Предложено внедрить механизм сравнения ДНК между Арменией и Азербайджаном по вопросу пропавших без вести
Международная комиссия по вопросам пропавших без вести предложила внедрить независимый механизм сравнения ДНК между Арменией и Азербайджаном.
В отчете комиссии подчеркивается, что как в Армении, так и в Азербайджане есть лица, пропавшие без вести в результате Первой и Второй карабахских войн. Соответственно, останки, обнаруженные в местах боевых действий, могут принадлежать обеим сторонам.
Внедрение механизма не только поможет процессу идентификации, но и будет способствовать сотрудничеству и примирению в регионе. Однако для решения этой проблемы отсутствует централизованная, интегрированная система управления информацией о пропавших без вести. Кроме того, возможности судебно-медицинской экспертизы и восстановления ДНК недостаточны. Особенно ограничены возможности экспертизы для работы со смешанными или обгоревшими останками, — отмечается в отчете.
Армения сообщила, что во время Первой карабахской войны при поддержке Международного комитета Красного Креста было собрано около 1200–1400 образцов от семей пропавших без вести. После Второй карабахской войны власти Армении официально сообщили о 195 зарегистрированных пропавших без вести (включая 20 гражданских лиц). Власти Армении заявили, что разработали и сравнили около 3000 семейных справочных образцов (FRS) и около 4000 образцов костей. В результате «было проведено большое количество идентификаций».
В результате действий Азербайджана в 2023 году Армения сообщила о еще 42 пропавших без вести.
Согласно официальным данным, с 1990-х годов в Армении пропавшими без вести считаются 993 человека, а после 44-дневной войны — около 200 военнослужащих.
После 2020 года армянская сторона передала Азербайджану тела 51 азербайджанца, погибшего в ходе 44-дневной войны, а также останки 140 азербайджанцев, погибших во время войны 1990-х годов.
Азербайджанская сторона утверждает, что в ходе Первой карабахской войны пропало без вести около 4000 азербайджанцев, и Баку неоднократно обвинял Армению в сокрытии информации о массовых захоронениях. Однако Ереван ставит под сомнение эту цифру, отмечая, что точных данных на этот счет нет, а процесс выяснения точного числа пропавших без вести является трудоемким.
В отчете также отмечается, что проблема усугубляется тем, что в Армении отсутствует всеобъемлющее законодательство, касающееся пропавших без вести и их семей.