
9 мая в контексте исторической памяти и самоидентификации
9 мая в советские годы отмечался как победа над нацизмом в Великой Отечественной войне, а в постсоветской Армении он приобрел новый — национально-освободительный смысл. 9 мая символизирует освобождение Шуши 9 мая 1992 года и создание армии Нагорно-Карабахской Республики. Однако после войны 2020 года в Арцахе и потери Шуши восприятие 9 мая для многих изменилось. Чувство победы уступило место боли утраты. О значении 9 мая, важности исторической памяти и необходимости ее сохранения мы побеседовали с социологом, доктором политических наук Артуром Атанесяном.
Построение исторической памяти со временем неизбежно подвергается изменениям.
В социологии есть термин, называемый конструктивизмом — это совокупность воспоминаний, которые отражают реальность. Чем ближе этот период к реальным фактам, тем более реалистичен конструктивный подход, — объясняет он.
По словам Атанесяна, в годы Советского Союза, после 1945 года, восприятие Дня Победы было более реалистичным, потому что тогда еще были живы непосредственные участники войны.
Со временем это явление становится менее четким, более размытым и отдаленным. Это естественно, так как с годами представления и восприятие становятся более абстрактными, — отмечает он.
Интересно, что Вторую мировую войну мы называем Отечественной войной, считая, что это была война, направленная против нашей родины. Социолог напоминает, что Советский Союз начал участвовать в войне еще с 1939 года.
А с 1941 года, когда нацистская Германия официально начала войну против Советского Союза, с этого момента война для Советской России стала «Отечественной», — отмечает Атанесян.
В советские годы культура победы была институционализирована в школах, СМИ, государственных мероприятиях. Сегодня эта институциональная база ослабла. Восприятие праздника также с годами изменилось.
Это действительно угроза для нашей памяти, в то же время это зависит от нас, — говорит социолог и приводит интересный пример. — В древней Спарте при отборе солдат их ставили в строй и начинали оскорблять, кричать на них. Те солдаты, которые краснели, обижались и уходили, их не выбирали, а тех, кто стойко и бдительно сопротивлялся, выбирали.
Это два подхода к памяти. Первый — когда люди ломаются от поражений, слабеют и больше не хотят об этом говорить. Другой подход заключается в том, что каждый удар делает человека сильнее.
Думаю, наш подход должен быть вторым. Мы должны понять, что мы сильная нация и должны сплотиться после этого поражения, никогда не забывая, что мы — народ-победитель, — подчеркивает Атанесян.
По наблюдениям социолога, сегодня в некоторых школах Карабахская война преподносится под другим углом, и акцент часто делается на поражении во второй Карабахской войне, а не на победе в первой.
Реальность нужно показывать полностью, а реальность такова, что Арцахская борьба началась с нашего желания быть свободными, и этот свободолюбивый дух отличал нас от многих других советских народов. Мы в первой Арцахской войне не имели тех ресурсов, которые имел враг, но победили в 4-летней войне. В этом смысле нужно вдохновлять людей, прививать им гордость, но это не должно быть в виде бессмысленного ликования и радости, а с достоинством. Но гордость должна держать нас в бдительности, мы должны знать наши сильные и слабые стороны и должны развивать сильные стороны. Такой подход должен быть в школах и вузах.
Социолог отмечает, что с годами мероприятия, связанные с праздником, все больше сокращаются, как и его роль на государственном уровне.
Я связываю это с тем, что приходящие к власти лица имеют очень редко обращаются с нашей историей. Когда мы говорим, что пожилой политик имеет определенные недостатки по сравнению с молодыми, в то же время пожилые политики имеют много преимуществ, например, исторический опыт и память, — отмечает Атанесян.
Он напоминает, что пожилые политики часто были связаны с ветеранами, имели советскую идентичность народа-победителя, тогда как молодые политики испытывают недостаток опыта, памяти и обучения у людей предыдущего поколения. Социолог пояснил, почему нельзя забывать 9 мая.
Первая причина – наша двойная победа во Второй мировой войне 1941-45 годов, потому что мы сначала победили себя – жертву, жившую внутри нас, так как мы вступили в войну как жертвы геноцидной политики Османской Турции, но вышли из этой войны как народ, победивший нацизм. Это великая победа, которая не может быть стерта, и прежде всего поэтому мы должны отмечать этот праздник особым образом, отличаясь от других советских народов. Мы победили ту глобальную силу, которая в начале века поставила нас на грань уничтожения. Вторая причина, конечно, завоевание Арцаха, которое мы заслужили. Вообще, земля принадлежит тем, кто прилагает усилия и доказывает это трудом и борьбой. В нашей среде сегодня тех, кто живет, прилагая усилия, меньше, чем в 1994 году. Мы должны вернуться к нашему естеству — быть трудолюбивыми, храбрыми и служащими.
Атанесян считает, что для сохранения исторической памяти необходимо предпринять ряд институциональных шагов. В первую очередь, нужно использовать цифровые медиа, сетевые технологии. Организовать такие школы, где опытные лица будут делиться своим опытом, ценностями, трудностями.
Во всех сферах очень важен обмен настоящим, трудным опытом, — заключает социолог.
Сегодня, когда восприятие 9 мая в армянском обществе находится в процессе изменения, как никогда важно сохранить цепочку памяти, передавая новым поколениям те настоящие ценности, благодаря которым наш народ смог преодолеть самые тяжелые испытания истории.