
По эту сторону границы Арцах живет: Ннги
Во время войны 2023 года нашу деревню считали самой безопасной. Из других сел люди приходили к нам. Часть оставалась в школе, часть — в домах, а другие — в подвалах. Помню, турки вместе с русскими пришли в село для разоружения. Сельский староста поехал в Мартуни, вернулся и сказал, что мы эвакуируемся. Нельзя было брать больше одного рюкзака, да и машин не было, чтобы уехать из села.
Деревня Ннги в Мартунинском районе Арцаха была эвакуирована 19 сентября 2023 года. Для 18-летней Инны Авагян этот день стал самым тяжелым. Она с грустью вспоминает дни депортации:
У нас было две машины. Были в Степанакерте. Брат поехал и пригнал одну. Вторую мы не смогли забрать. Я, бабушка, дедушка, тетя и брат приехали на нашей машине. Мама, сестра и ее дети приехали с зятем.
После переселения в город Масис семья разделилась и живет врозь — дом слишком маленький. Инна живет в городе с материнской стороны семьи. Отец, тетя, бабушка и дедушка живут в селе Ранчпар в Масисе. Она вспоминает повседневную жизнь родного села:
Мужчины занимались животноводством. По утрам собирались, дежурили. Каждый день один человек собирал, пас и пригонял скот. Женщины обрабатывали огороды, торговали. Что нужно было — собирали дома и продавали. Дети ходили в школу. Детского сада у нас не было. В раннем возрасте мы вообще не ходили в детский сад, сразу — в школу.
В школе деревни Ннги, где жило 340 человек, училось около 35 учеников. Инна 11 лет училась в родной школе, но так и не смогла ее окончить. Она рассказывает, что школу не до конца отремонтировали. На физкультуре у них не было спортзала. Был подвал. Ученики сами привели его в порядок, чтобы зимой проводить там уроки.
В памяти Инны до сих пор остается сельская церковь. Она была известна с 17-ого века. У жителей Ннги была своя церковь. Ее называли «Бовурханаванк».
Хотя деревня была маленькой, она отличалась от других своими каштановыми садами. В селе было около 30 каштановых садов. С радостью вспоминает, что в деревне была гончарная мастерская, где работал ее отец. Он делал глиняную посуду, иногда и для своей семьи. Однако, после переселения, он больше не занимается этим ремеслом.
После переселения их сосед из Ннги также оказался соседом в Масисе. С другими односельчанами связь сохранилась, но только по телефону. Часть людей переселилась в столицу, часть живет в Севане. Для Инны самое важное, что люди остались в Армении. Никто не уехал за границу.