
Единый реестр: шаг к цифровизации или контроль над личными данными?
Правительство Армении инициировало создание централизованной базы данных обо всех гражданах и лицах, имеющих право на проживание в РА. Проект о формировании так называемого «единого реестра населения» был представлен на заседании Национального собрания 1 июля заместителем министра внутренних дел Арменом Газаряном.
Согласно проекту, реестр должен стать единственным достоверным и юридически значимым источником данных, который будет фиксировать юридическую идентичность личности и служить основной платформой для идентификации. То есть, если данные есть в реестре — они уже обладают юридической силой. Это означает, что необходимость в бумажных документах отпадает.
Несмотря на акцент на цифровизацию, проект вызывает серьезные опасения в профессиональных и общественных кругах. Прежде всего, под видом объединения фактически государство получает контроль над практически всеми информационными потоками о личности. Кроме того, данные гражданина могут использоваться всеми государственными структурами без его ведома или участия.
Депутат фракции «Гражданский договор» Армен Хачатрян сам признал, что нынешняя государственная система реестра — это технически несовершенный и фрагментированный механизм, в который данные поступают из разных источников. Однако вместо того, чтобы усовершенствовать систему, пересмотреть её или предоставить гарантии защиты, предлагается собрать все данные в одном месте — без чётких механизмов контроля или гарантий защиты информации.
В это время возникают и программно-технические проблемы, например: информация о рождении и смерти сначала собирается в соответствующих структурах Министерства юстиции, затем передаётся в государственный реестр населения, а в реестре она уже собирается с использованием других решений. Не предоставляются единые программно-технические решения, это не соответствует стандартам, и возникают множество других проблем. Данный проект решает все эти проблемы, — сказал он.
В реестр будут включены не только граждане РА, но и беженцы, лица, ищущие убежище, иностранцы с видом на жительство и даже иностранцы, имеющие общественный идентификационный номер.