
АНК отказывается от альянса с бывшими президентами
Выступив с речью в Национальном собрании, вице-президент Армянского национального конгресса Левон Зурабян попытался прояснить возможные комбинации на политическом поле. Он заявил, что Армянский национальный конгресс не будет формировать альянс ни с силами, возглавляемыми Робертом Кочаряном, ни с силами Сержа Саргсяна. Это заявление, с одной стороны, пытается положить конец разговорам о возможном сотрудничестве АНК с бывшими властями, а с другой — вновь поднимает самый важный вопрос для оппозиционного поля: а кто же является той силой, которая готова стать реальной альтернативой действующей власти?
Зурабян, как всегда, главной мишенью своей критики делает Никола Пашиняна. По его словам, последние семь лет были катастрофическими для Армении: мы потеряли Арцах, неоднократно имели военные столкновения с Азербайджаном, а сейчас угроза нависла над Сюником. Он подчеркнул, что Пашинян отверг предложения 2019 года от Минской группы ОБСЕ, которые, по словам Зурабяна, могли бы обеспечить мир ценой обмена пятью районами.
Однако здесь возникает несколько вопросов. Во-первых, если этот документ действительно был реализуем и мог предотвратить последующие катастрофы, почему тогда тот же АНК или другие политические силы не смогли организовать широкого публичного обсуждения на этот счет? А если этот документ содержал в себе опасные положения, то не следует ли рассматривать его отклонение само по себе не как преступление, а как политическое решение, ответственность за которое уже следует обсуждать на основе фактов, а не только обвинений.
Зурабян также говорит, что народ еще не видит надежной альтернативы, поэтому и не выходит на улицы. Это верное наблюдение. Однако вопрос в том, готов ли сам АНК, критикуя власти и отказываясь от сотрудничества с силами бывших президентов, выступить с серьезной программой и лидерством, которые смогут убедить общественность.
Таким образом, АНК пытается позиционировать себя как самостоятельная сила, однако из выраженных мыслей видна другая проблема: у них тоже нет той дорожной карты, которая могла бы убедить людей, что они изменят не только власть, но и модель управления. Кризис политического поля именно в этом: все критикуют, но не предлагают.
До выборов 2026 года остались считанные месяцы. Если АНК или какая-либо другая сила не представит четкой программы и надежного лидерства, то общество может снова оказаться перед тем же выбором.