
Что даст Армении предварительное подписание мирного договора: беседа с политологом
Предварительное подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном вызвало широкое обсуждение в обществе. Часть населения считает, что это откроет эпоху мира, о которой говорят и представители власти. Другая часть опасается, что подписание может поставить Армению в более уязвимое положение.
Мы побеседовали с политологом Робертом Гевондяном, который считает, что предварительное подписание может дать Армении много положительного, если страна проведёт соответствующую работу и постарается чётко реализовать все достигнутые договорённости.
Например, кажется, что США проявляют определённую спешку в реализации действий по вопросу дороги. Если Армения пойдёт навстречу этой спешке, выдвинет свои условия, свои возможности, если будет стараться быть проактивной и в других направлениях, привлечёт к процессу другие заинтересованные страны (в первую очередь европейские, и прежде всего Францию), если в регионе Армения проактивно постарается извлечь выгоды из этого соглашения, из этой декларации, если, например, с Турцией процессы будут ускорены и параллельно будет достигнуто открытие армяно-турецкой границы, если Армения начнёт и качественно выполнит свою работу, то сможет получить значительные выгоды. Здесь для Армении открывается очень большое поле деятельности.
На декларацию отреагировали и соседние государства, в частности Исламская Республика Иран. В Иране приветствуют этот шаг между двумя странами, но выражают обеспокоенность возможными негативными последствиями внешнего вмешательства, особенно вблизи общих границ. Комментируя реакцию Ирана, политолог отметил:
С Ираном тоже нужно работать. Я сказал, что в регионе нужно быть проактивным, постараться вовлечь Иран в разные процессы. Например, в строительстве дороги «Север–Юг» Иран достаточно активно участвует, и его интересует эта дорога, эта инфраструктура, которая формируется. В США подписан документ между Арменией и Соединёнными Штатами, предполагающий взаимопонимание по поводу «мирного перекрёстка», и, похоже, с американской стороны есть большой интерес. Север–Юг — это часть этого «мирного перекрёстка». Получается, что здесь есть участок, где интересы США и Ирана совпадают, и Армения должна работать в этом направлении, чтобы это совпадение интересов стало на практике конкретным сотрудничеством, что будет большой новостью и успехом для армянской дипломатии. К тому же ожидается визит президента Ирана в Армению в течение двух недель, и надеемся, что в ходе этого визита будут достигнуты соглашения, предполагающие взаимопонимание по всем этим вопросам.
После предварительного подписания Пашинян в интервью затронул тему запуска железных дорог. Политолог коснулся железнодорожного сообщения через Азербайджан в направлении Нахичевани и отметил важность идеи восстановления железной дороги Иджеван–Казах.
Если железная дорога через Азербайджан в Нахичевань заработает, то она очевидно соединится с российской железной дорогой, потому что Россия сейчас может дойти до Азербайджана, и фактически Азербайджан строит путь до Сюника. После этого вход в Армению будет связан именно с этим узлом, который нужно сформировать. Но есть ещё один момент, о котором вскользь упомянули. Пашинян сказал об этом вечером, отвечая на вопросы армянских СМИ. Речь шла о восстановлении железной дороги Иджеван–Казах, о которой он сказал всего одно предложение. Это было очень важно в его выступлениях. Если этот узел будет построен, то не будет нужды… причём если он будет построен Южно-Кавказской железной дорогой. Мы знаем, что действующая железная дорога принадлежит Южно-Кавказской железной дороге, и Пашинян сказал, что Россия, возможно, захочет инвестировать и построить этот узел. По договору, Южно-Кавказская железная дорога получает право собственности или управления на построенные ею узлы. Так как в Сюнике она строить не будет, тот участок ей не будет принадлежать и не будет ею управляться. А если Россия вложится и построит дорогу в Казах, то она будет под управлением Южно-Кавказской железной дороги.
Это означает, что Армения сможет соединиться, минуя участок в Сюнике, который предположительно будет строиться армяно-американской организацией. То есть Россия сможет напрямую через Казах соединиться с Арменией по железной дороге, а не через юг — Сюник, где фактически будет управляющей армяно-американская сторона.
Хотя при подписании декларации вопрос пленных, удерживаемых в Азербайджане, не поднимался, Пашинян затронул его в интервью. На вопрос, будет ли решён вопрос пленных, Гевондян поделился своей информацией отметил, что в одном из этапов этот вопрос будет решен.
Я предполагаю, что по возвращению пленных происходят определённые процессы. Об этом Пашинян тоже намекнул в своей речи. По моей информации, этот вопрос поднимался и во время предыдущей встречи Пашиняна и Алиева в Абу-Даби. Вероятно, процесс идёт, и в контексте реализации общих договорённостей на каком-то этапе этот вопрос тоже будет решён. Об этом говорил и специальный представитель Трампа. Несколько месяцев назад, когда Армения и Азербайджан заявили, что согласовали текст мирного договора, он прямо связал мирный договор с освобождением пленных, сказав, что нужно сделать следующий шаг. Вероятно, как только Армения и Азербайджан сделают этот шаг, вопрос пленных тоже решится. Но будем надеяться, что даже если этот шаг затянется, отдельный процесс по пленным, который идёт, позволит решить вопрос гораздо раньше, чем подписание мирного договора.