
99 лет контроля: какой будет реакция стран региона
Вчера, 8 августа, в Вашингтоне с участием лидеров США, Армении и Азербайджана было подписано соглашение, открывающее новую страницу регионального влияния. В центре документа — передача США в аренду и под контроль на 99 лет южнокавказской дороги «TRIPP».
Этот факт является важным риторическим и политическим сигналом в регионе, однозначно влияя на интересы России и Ирана. Мы обсудили тему с политологом Норайром Дунамаляном, который представил оценку регионального влияния и значения соглашения. По его словам, данный договор равносилен изменению баланса сил в регионе, так как он значительно ограничивает посредническую роль России.
Подписание соглашения именно в Вашингтоне показывает, что США занимают более доминирующую позицию в Южном Кавказе, что вынудит Москву рассматривать свою реакцию в этом контексте. Однако она, возможно, не будет бурной, так как сейчас для России приоритетом является украинский фронт. Позиция Москвы во многом будет зависеть от встречи между Россией и США, запланированной на 15 августа, однако нынешняя ситуация показывает, что Россия располагает ограниченными ресурсами — особенно вследствие войны с Украиной — и поэтому достаточно осторожна в политических шагах на Южном Кавказе.
На вопрос, означает ли это попытку США заменить посредническую роль России в регионе, политолог ответил:
США напрямую не хотят заменять роль России, а Россия сама ослабляет свои позиции. Это также ощутимый пиар-ход — особенно со стороны Трампа. Важно понять, каким образом будет осуществляться эта 99-летняя аренда и контроль. С стратегической точки зрения предложение Трампа направлено против Ирана.
Что касается реакции ЕС, Китая и других центров силы, политолог отметил, что на данном этапе важнее всего, как отреагируют Россия, Иран и другие страны региона.
Турция будет прямо вовлечена в процесс. Азербайджан также находится в выгодной позиции, поскольку получает прогресс по этому соглашению без уступок. Совокупное влияние этих факторов приведёт к новым силовым отношениям в регионе, — отметил политолог.
Седа Мартоян