
От открытых свалок к современным заводам переработки: опыт Нубарашена и постсоветских стран
Проблема свалки в Нубарашене является одним из самых серьезных экологических и социальных вызовов Армении. Созданная в 1950-х годах без разрешения, эта открытая свалка сегодня является крупнейшей в Армении, принимающей большую часть городских отходов Еревана. Она занимает площадь около 53 гектаров, где захоронено примерно 10 миллионов тонн отходов.
Частые пожары на свалке Нубарашена, часто вызванные человеческой деятельностью или накоплением тепла в отходах, выделяют опасные вещества — диоксины, тяжелые металлы и токсичные газы. Эти вещества вызывают респираторные, сердечно-сосудистые заболевания и повышают риск рака. Пожары могут продолжаться неделями, распространяя дымовой шлейф по всему Еревану. Большие скопления мусора генерируют метан и становятся причиной постоянных возгораний.
Отходы, поступающие на свалку, не перерабатываются. Территория не имеет базовой изоляции, системы сбора фильтрата, из-за чего фильтрационные воды стекают в грунтовые слои, загрязняя подземные воды. Согласно официальной информации, на небольшом участке свалки утилизируется биогаз для частичного сокращения выбросов метана.
Однако весь собранный в столице бытовой мусор также вывозится на свалки в Ачапняке и Масисе. Свалка в Ачапняке является второй городской свалкой Еревана и также выполняет лишь функцию накопления отходов. По данным мэрии, около 2 га территории свалки в Ачапняке предназначены для бытовых отходов, а 10 га — для строительного мусора.
После августовского пожара мэр Еревана Тигран Авинян объявил о планах замены свалки в Нубарашене первым в Армении современным заводом по переработке отходов через государственно-частное партнерство. 18 августа он поручил чиновникам мэрии организовать двухэтапный конкурс до конца года, пригрозив «соответствующими кадровыми решениями» в случае срыва сроков.
Проблема свалки в Нубарашене сопоставима со свалками в других постсоветских странах. Например, в Казахстане и Украине, особенно в 1990-х годах, отсутствие централизованных систем управления городскими отходами привело к возникновению подобных масштабных открытых свалок. Крах централизованного планирования и ограниченное финансирование в 90-х годах стали причиной того, что постсоветские территории долгое время боролись с проблемами утилизации отходов.
Эта проблема остро стоит и в соседних с Арменией странах. Опыт Грузии показывает, что даже современные свалки могут создавать проблемы для жителей. Центр отходов в Лило (Тбилиси), улучшенный по европейским стандартам, около десяти лет является причиной жалоб жителей. Они отмечают, что со свалки исходят неприятные запахи, загрязняются также воды. Из-за подобных проблем у жителей района зафиксированы респираторные заболевания.
Тревожен и пример Азербайджана. К бытовым отходам добавляются отходы нефтяной промышленности, загрязняющие как природу, так и реки и озера. Одна из крупных свалок — свалка в Сумгаите — расположена между Баку и Сумгаитом. Созданная в 1950-х годах, территория свалки расширилась с ростом населения. Постоянное накопление отходов здесь вызывает запахи, токсичные газы, загрязнение почв и вод. Жители, включая детей, вынуждены проходить рядом со свалкой по пути в школу.
Проблемы свалки в Нубарашене, а также опыт Грузии и Азербайджана показывают, что существование открытых свалок и их недостаточное управление оказывают серьезное негативное воздействие как на окружающую среду, так и на здоровье людей. Перспективные решения требуют не только технических улучшений — современных заводов по переработке, систем сортировки и использования закрытых полигонов, но и усиления общественного контроля, образования и долгосрочного стратегического планирования.