
Речь ненависти в информационном пространстве: какие существуют механизмы регулирования
На очередном заседании Национального собрания 21 апреля была поднята тема свободы прессы и распространения языка вражды в армянских СМИ.
Председатель Комиссии по телевидению и радио Тигран Акопян отметил, что, несмотря на общее признание наличия дезинформации и языка ненависти, никаких действенных шагов для их регулирования не предпринимается. По его словам, все обращения комиссии остаются без ответа.
Сегодня, когда существует интернет, говорить об ограничении свободы слова — это грех. Информация доступна повсюду, и та же свобода была в 1990-х, когда существовало 47 оппозиционных газет. Это норма. Бояться нужно не оппозиционной прессы, а враждебности и дезинформации, которые никак не регулируются, — подчеркнул Акопян.
В Уголовном кодексе Армении зафиксированы наиболее опасные проявления языка ненависти — публичные призывы к насилию и их оправдание. В 2020 году был принят новый пункт — статья 226.2 «Публичные призывы к насилию, оправдание или пропаганда насилия», предусматривающий уголовную ответственность за подобные действия.
Менее тяжёлые формы языка вражды, широко распространённые в информационном пространстве, хоть и не подпадают под уголовную ответственность, всё же могут расцениваться как нарушение прав человека. Они требуют со стороны государства надлежащей оценки, чтобы предотвратить более опасные проявления нетерпимости.
Несмотря на то, что Гражданским кодексом Армении предусмотрена ответственность за оскорбление и клевету, существующие правовые нормы всё ещё не в полной мере охватывают ситуацию, сложившуюся в армянском медиапространстве.